Руководство паровозному машинисту

         

Нередко сдваивание поездов применяется и на подходах к распорядительной станции, когда эти станции испытывают затруднения в приёме поездов. Сдваивая на подходе составы, диспетчеры-лунинцы принимают их на один свободный путь, увеличивая этим пропускную способность станций.

Сдвоенные поезда по сравнению со спаренными, о которых говорится ниже, более удобны для машинистов при наборе воды и при смене паровозов в основных или оборотных депо. Но этот способ имеет и свои недостатки. Главный из них — неудобство маневрирования. При необходимости разъединить составы надо прибегать к несложным, но довольно длительным манёврам, требующим к тому же наличия хотя бы одного свободного пути.

Поэтому во многих случаях применяется не сдваивание, а спаривание поездов. Оно заключается в том, что один состав вместе с ведущим локомотивом прицепляется к хвосту другого состава, и в таком виде, т. е. с одним локомотивом в голове и другим в середине, поезд следует по участку.

Этот способ также имеет свои достоинства и недостатки. К числу основных достоинств


относится прежде всего его чрезвычайная гибкость, которая позволяет легко, без большой затраты времени маневрировать с двойным поездом. Составы можно легко разъединить при скрещении поездов и быстро расставить на разные пути.

Точно так же удобно разъединить спаренные поезда и перед распорядительными станциями в случае, если они принимаются на разные пути или даже в разные парки. При отправлении такого поезда обратное спаривание не представляет никакого труда. Соединить и разъединить спаренные составы можно даже на перегоне, что имеет особо важное значение в угрожаемой зоне или на прифронтовых дорогах.

К числу недостатков этого метода относятся затруднительный набор воды вторым локомотивом на промежуточных пунктах водоснабжения и смена второго локомотива.

Для устранения этих недостатков к локомотиву, стоящему в середине состава, заблаговременно прицепляется цистерна или запасный тендер с водой для снабжения второго паровоза.

На некоторых участках диспетчеры организуют набор воды локомотивами так, что на одной станции воду берёт один локомотив, а на следующих — другой. При этом, если для скрещения поездов диспетчеру надо быстрее выпустить уже стоящий на станции поезд встречного направления, то спаренный поезд протягивается вперёд за выходные стрелки, чтобы второй локомотив остановился против гидроколонки, соответствующей данному направлению движения.

Если же нельзя или нецелесообразно протягивать часть состава за выходные стрелки, то диспетчер заранее готовится к приёму спаренного поезда на такой путь, чтобы ведущий паровоз установился, не выходя за предельный столбик приёмного пути, а второй в это время мог бы набрать воду из гидроколонки, относящейся к обратному направлению движения.

В пунктах смены локомотивов, где нет надобности или нет возможности разъединить составы, дежурные но станции стараются


Содержание раздела