Руководство паровозному машинисту

         

поезд следует по уклону, необходимо развивать наибольшую допускаемую скорость, чтобы за счёт живой силы состава легче преодолеть подъём, особенно в сырую погоду или метель.

При следовании с тяжеловесным поездом резко возрастает роль помощника машиниста и кочегара. Если с нормальным поездом можно где-либо закрыть регулятор и поправить топку, то с тяжеловесным это не везде и не всегда возможно, поэтому вести топку должно особенно тщательно.

Если на перегоне встречается такое сочетание элементов профиля пути, как, например, затяжной спуск до пяти километров длины, который через короткую площадку переходит в затяжной подъём при наличии кривых, то тяжеловесный поезд лучше всего вести так: следуя по спуску, машинист должен принять меры к тому, чтобы к началу площадки автотормоза были отпущены, а скорость составляла не более 40 — 45 км/ч.

В конце спуска надо открыть регулятор и не давать составу набегать на паровоз, растягивая его путём увеличения открытия регулятора.



Перед началом подъёма надо подтянуть реверс до 3-го деления, открыть большой клапан и сейчас же постепенно спускать реверс до 4 — 5 делений. Скорость при этом должна быть в пределах 55—60 км/ч.

Очень важно в этом случае не допустить бросания воды из котла, так как это может привести к остановке поезда на подъёме. Для предупреждения бросания воды при вождении тяжеловесного поезда целесообразно после открытия регулятора на большой клапан произвести продувку котла. Продувку в этом случае лучше сделать верхнюю, если есть кран на цилиндрической части котла.

При следовании по перевалистому профилю с тяжеловесным поездом, как и с обычным, надо добиваться, чтобы состав шёл всё время в растянутом положении (п. б. § 430 ПТЭ). Для этого необходимо на уклонах убавлять открытие регулятора, а перед началом очередного короткого подъёма снова увеличивать его.

Во время следования по сплошному спуску управление автотормозами тяжеловесного поезда остаётся таким же, как и в обычных условиях. Разница лишь та, что при отпуске автотормозов обязательно надо придерживать головную часть состава прямодействующим паровозным тормозом.

Иногда по особым условиям профиля пути на некоторых участках тяжеловесные поезда следуют двойной тягой.

Порядок ведения тяжеловесного поезда двойной тягой должен соответствовать указаниям § 434 Правил технической эксплуатации. Очень важно после передачи управления тормозами первому паровозу и пробы тормозов проверить отпуск тормозов всех вагонов состава.

С места поезд трогает машинист первого локомотива. В этот момент, он даёт два коротких свистка. Машинист второго локомотива открывает регулятор и одновременно даёт ответный сигнал — два коротких свистка.

Если надо увеличить на втором паровозе открытие регулятора, машинист первого паровоза подаёт повторно два коротких свистка.


Содержание раздела