Руководство паровозному машинисту

         

Необходимо при вступлении паровоза на спуск подтягивать реверс ближе к центру, а в начале следующего подъёма увеличивать наполнение цилиндров или, как говорят паровозники, ехать «на реверсе».

4. Следование поезда по сплошному спуску

Во время следования поезда по сплошному спуску машинист и его помощник должны проявлять особую бдительность, строго согласуя скорость движения поезда с показаниями сигналов.

При следовании по спуску с закрытым регулятором необходимо следить за тем, чтобы в цилиндрах паровоза обеспечивалось свободное перекачивание воздуха с одной стороны поршня на другую и не происходило подтормаживающего действия машины на ход поезда. Одновременно необходимо не допускать засасывания горячих газов и изгари из дымовой коробки в цилиндры, которые могут вызвать повреждения машины.

Для выполнения этой задачи, при наличии на паровозе золотников системы Трофимова, следует после закрытия регулятора спустить или подтянуть реверс до упора по ходу


поезда, с тем чтобы дать золотникам наибольший ход и тем самым выпустить остатки пара из цилиндров, счистить нагар и сдвинуть золотниковые диски на середину, а затем надо поставить реверс на центр.

При наличии на паровозе золотников других систем — плоских или цилиндрических, после закрытия регулятора следует спустить или подтянуть реверс до упора по ходу поезда и оставить его в таком положении. При этом положении реверса золотники будут иметь наибольший ход, что обеспечит соответственно наибольшее открытие окон и предупредит чрезмерное разрежение и сжатие воздуха, попеременно происходящие в цилиндрах при перемещении поршня.

На паровозах серий ФД и ИС, имеющих значительные объёмы цилиндров, для улучшения условий работы машины при следовании без пара и устранения засасывания в цилиндры горячих газов и изгари, рекомендуется в таких случаях оставлять регулятор слегка открытым, так чтобы в цилиндры поступило небольшое количество пара. Регулятор должен быть при этом открыт несколько больше, чем на разгрузочный клапан, примерно настолько, чтобы был приподнят на половину первый рабочий клапан.

Небольшое открытие регулятора и допуск относительно незначительного количества пара в цилиндры не создадут заметного движущего усилия и не увеличат скорости поезда. Вместе с тем заполнение цилиндров паром предохранит их от засасывания газов и изгари. Пар, поступающий в этом случае в цилиндры, обеспечит также увлажнение стенок поршневых и золотниковых втулок и даст возможность предупредить образование нагара из смазки.

Наличие пара в цилиндрах устраняет также толчки в машине, получающиеся при следовании с закрытым регулятором, и предупреждает таким образом расстройство движущего механизма.

Если при следовании по спуску будет происходить превышение скорости, то машинист обязан своевременно применить автотормоза и плавно снизить скорость до требуемых размеров. При при-


Содержание раздела