Трогание поезда с места является важнейший моментом в технике управления паровозом.
Для обеспечения плавного взятия поезда с места после прицепки локомотива необходимо слегка нажать на головные вагоны поезда. Если состав заторможен (недавно прибыл), то сначала необходимо в поездной воздушной магистрали поднять давление до 5 ат, для того чтобы произошёл отпуск тормозов, и потом уже осадить состав.
Для взятия поезда с места необходимо реверс перевести на передний ход и открывать регулятор не сразу, а постепенно при открытых цилиндровых продувательных кранах. Когда натянется весь поезд, надо постепенно увеличивать открытие регулятора, а затем, подтягивая реверс ближе к центру, в зависимости от веса поезда и профиля пути открыть большой клапан.
При этом необходимо помнить, что если при отправлении взять поезд с места сразу
не удаётся, то, осаживая состав, нужно дождаться полной остановки хвостовых вагонов
Кроме того, так как в головной части поезда буферные пружины сжаты, то паровоз и первые вагоны при открытии регулятора легко тронутся с места, а в хвостовой части вагоны ещё будут стоять, т. е. иметь нулевую скорость. Поэтому, если в этот момент трогания с места состава сразу открыть регулятор, то получится сильный рывок, в результате которого может произойти обрыв упряжных приборов.
Главное — не упустить момента, когда натянется весь поезд, после чего можно постепенно увеличивать открытие регулятора и переходить на большой клапан, непрерывно действуя рукояткой песочницы и подтягивая реверс.
Наиболее трудно брать с места комбинированный состав, когда головная часть поезда состоит из вагонов, оборудованных автосцепкой, а хвостовая — из вагонов с винтовой упряжью. Взятие такого состава требует от машиниста особого внимания и опыта.
При трогании с места такого состава необходимо сначала слегка осадить его при открытых продувательных крапах и, выждав несколько секунд, медленно перевести реверс по ходу поезда. Затем, закрыв цилиндровые краны, надо открыть регулятор с таким расчётом, чтобы взять с места сразу всю часть поезда на автосцепке. После этого нужно убавить открытие регулятора и затем снова прибавлять по мере натягивания хвостовой части поезда, идущей на винтовой упряжи.
Трудности здесь заключаются в том, чтобы точно определить, когда тронулась с места головная часть поезда на автосцепке.
Такая же осторожность требуется и при трогании с места порожняковых длинносоставных поездов, длина которых доходит до 250 осей. Брать с места такой состав надо особо осторожно, постепенно открывая регулятор, пока машинист не убедится и не почувствует по силе натяжения упряжных приборов, что весь состав растя-