Систематический и неослабный контроль за состоянием и действием всех движущихся деталей паровоза как на перегонах, так и при остановках на станциях даёт возможность машинисту своевременно заметить и устранить повреждения этих частей и предупредить таким путём возникновение аварий.
Машинист и его помощник должны наблюдать за действием этих деталей из будки, при необходимости осматривать их с обходной площадки, а также внимательно прислушиваться к стуку движущихся частей.
Проверка состояния всех этих частей во время стоянки паровоза производится посредством наружного осмотра, остукивания и проверки степени их нагрева.
Одним из наиболее показательных признаков, сигнализирующих машинисту о неисправности
каких-либо частей, является характерный стук, не похожий на нормальный шум, получающийся
при движении паровоза. Машинист и помощник должны уметь различать такой стук среди
Основными причинами ненормального стука отдельных частей в большинстве случаев могут быть следующие явления:
а) обильное накопление конденсационной воды в цилиндрах машины паровоза;
б) наличие посторонних предметов (гайки, инструмент) в цилиндрах машины паровоза, забытых там по небрежности при ремонте;
в) излом поршневых и золотниковых колец, выскочивших из своих ручьёв и попавших во вредные пространства цилиндров паровой машины;
г) ослабление укрепления поршневого диска на штоке;
д) ослабление укрепления поршневого штока в горловине Крейцкопфа;
е) ослабление валика крейцкопфа в местах притирки;
ж) чрезмерный износ и ослабление крейцкопфного подшипника;
з) чрезмерный износ и ослабление вкладышей крейцкопфа;
и) чрезмерный износ и ослабление дышловых подшипников;
к) чрезмерный износ и ослабление валиков в шарнирных соединениях дышел;
л) ослабление буксовых клиньев;
м) чрезмерно тугое затягивание буксовых клиньев;
н) чрезмерный износ буксовых подшипников и их ослабление в буксах, а также ослабление боковых буксовых вкладышей у паровозов серий ФД и ИС;
о) наличие выбоин в бандажах колёсных пар;
п) просадка рессорного подвешивания;
р) ослабление сцепления между паровозом и тендером.
Стук, получающийся по каждой из перечисленных причин, имеет свои отличительные признаки как по звуку, так и по тем условиям, в которых он проявляется.