Руководство паровозному машинисту

         

Особенно внимательного наблюдения требуют котёл, детали движущего и парораспределительного механизмов, колёсные пары, буксы и тележки экипажа.

Под таким же постоянным и бдительным контролем должно находиться действие таких важнейших вспомогательных приборов, как пресс-маслёнка, инжекторы, стокер и др.

Контроль за состоянием и действием всех перечисленных частей должен производиться как во время хода паровоза, так и на стоянках, на промежуточных остановках в пути, а в случае безостановочного пробега по участку — после остановки на конечной станции.

Контрольный осмотр на стоянке в этих случаях должен производиться немедленно после остановки поезда, когда все части и механизмы ещё сохраняют до известной степени то состояние, которое имели в пути.

Непрерывный контроль за состоянием и действием всех частей и деталей паровоза обязаны вести помимо машиниста его помощник и кочегар.



2. Контроль за работой паровозного котла в пути

Машинист и его помощник как при следовании по перегону, так и при остановках на станциях должны внимательно следить за питанием паровозного котла водой.

Контролируя уровень воды в стекле по водомерному стеклу и водопробным краникам, машинист и помощник должны учитывать, что показания этих приборов даже при условии их полной исправности зависят от целого ряда причин, в частности от величины уклона пути, на котором находится паровоз, от величины открытия регулятора, загрязнённости воды, от конструкции самого котла, а также от некоторых других обстоятельств.

Как известно, при следовании по различным элементам профиля пути котёл паровоза в зависимости от величины уклона пути попеременно получает то горизонтальное, то наклонное положение, что отражается на показаниях водомерного стекла и водопробных краников.

Показания контрольных приборов наиболее полно соответствуют фактическому уровню воды в котле только во время нахождения паровоза на горизонтальном участке пути.

При следовании паровоза по подъёму котёл получает наклон назад. При этом вода в котле также «уйдёт назад», что вызовет подъём уровня воды по водомерному стеклу.

При переходе паровоза с подъёма на площадку и особенно на спуск уровень воды у топки несколько снизится, что при небольшом наличии её в котле может вызвать обнажение потолка топки. Поэтому, как правило, при следовании по подъёму надо особенно внимательно следить за уровнем воды в котле и не допускать слишком большого понижения его. Не следует допускать при следовании паровоза по подъёму, чтобы уровень воды в котле на мощных современных паровозах серий ФД и ИС был менее 4—5 см, считая вверх от наинизшего допускаемого уровня, и для остальных серий — менее 3 см.


Содержание раздела