При самопроизвольном открытии цилиндровых продувательных клапанов (краны «дуют») прежде всего убеждаются в исправности работы самого привода. Для этого сперва переводят ручку привода клапанов в положение «закрыто» и производят замер от верхней грани поводка до выреза в корпусе клапана — размер Л, затем переводят ручку привода в положение «открыто» и замеряют размер Б; разность указанных размеров (А—Б) и будет величиной подъёма клапана, которую позволяет сделать привод (фиг. 146). Если эта величина отличается от альбомных размеров, то проверяются состояние и размер поводков и тяг.
При наличии изгиба они выправляются и приводятся в соответствие с альбомными размерами. Если же окажется, что величина подъёма клапана, которую позволяет достигнуть рычажная передача привода, альбомная, а клапаны всё же продолжают «дуть», то разъединяют поводки тяги, вынимают их и отвёртывают корпуса клапанов для осмотра.
Вывернув корпус клапана из фланца, но не вынимая клапана, проверяют соответствие
Фиг. 146. Цилиндровый продувательный клапан паровозов серий Э и Су
Отрегулировав величину выхода хвостовика клапана в соответствии с подъёмом, который позволяет рычажная передача привода, производят осмотр притирочных поверхностей гнезда и самого клапана. При наличии на притирочных поверхностях забоин, вмятин, разъедин от пара, а также при износе лент притирочные поверхности клапана и его гнезда проверяются на станке и вновь притираются. Пружина клапана при потере упругости или поломке заменяется новой или отремонтированной.
После осмотра и притирки клапана и перед постановкой корпуса клапана во фланец проверяется величина подъёма самого клапана.