решает с главным кондуктором вопрос о месте расцепки поезда и подаёт сигнал для затормаживания ручных тормозов. Одновременно должен быть заторможен ручной тормоз тендера и приведён в действие вспомогательный тормоз паровоза.
При двойной тяге по сигналу затормозить ручные тормоза поезда машинист второго паровоза также приводит в действие ручной тормоз тендера и вспомогательный тормоз паровоза.
При наличии на тендере ведущего паровоза автосцепки расцепку поезда следует намечать по возможности в группе вагонов с автосцепкой; при винтовой упряжи тендера паровоза расцепку поезда намечать по возможности в группе вагонов с винтовым сцеплением.
После того как будут приведены в действие ручные тормоза оставляемой на перегоне части поезда и уложены под колёса вагонов все тормозные башмаки, машинист паровоза по сигналу главного кондуктора отпускает автоматические тормоза.
После отпуска автотормозов поезда и выдержки времени для полной зарядки их производится расцепка поезда под личным наблюдением главного кондуктора.
Прежде чем расцепить поезд, сначала перекрываются концевые краны и разъединяются рукава, а затем приводятся в действие автотормоза оставляемой на перегоне части поезда путём полного открытия концевого крана.
После расцепки поезда машинист по сигналу главного кондуктора отпускает ручной тормоз тендера, затем тормоз паровоза и плавно, без осаживания назад и рывков, приводит в движение головную часть поезда.
При двойной тяге по сигналу отправления главного кондуктора машинист второго паровоза отпускает ручной тормоз и вспомогательный тормоз и ставит об этом в известность машиниста первого паровоза.
При возвращении паровоза за оставленной на перегоне частью поезда машинист должен остановить паровоз около сигнала ограждения этой части поезда. Работник, стоявший на ограждении оставленной части поезда на перегоне, становится на подножку паровоза; машинист с особой осторожностью продолжает следовать дальше.
Не доезжая 20 — 30 м до вагонов, паровоз останавливается вторично.
Прежде чем паровозу подойти к поезду и прицепиться, главный кондуктор вместе с поездным вагонным мастером должны убедиться в том, что ручные тормоза оставленной на перегоне части поезда заторможены, а машинист должен убедиться в исправности и готовности сцепных приборов паровоза и вагонов к сцеплению. После этого выполняется прицепка паровоза с соблюдением особой осторожности.
Одной из неисправностей автотормоза в пути является порча крана машиниста системы Казанцева вследствие прорыва металлической или резиновой диафрагмы. В этом случае требуется