На первом перегоне машинист должен проверить действие тормозов и силу их нажатия, снижая давление в магистрали на 0,6—0,7 ат.
В дальнейшем в пути следования такую проверку необходимо производить при подходе к остановочным пунктам, сообразуясь с профилем пути. При пользовании прямодействующим тормозом нельзя допускать чрезмерных тормозных усилий, за исключением случаев экстренного торможения.
Во избежание резких торможений вспомогательный паровозный тормоз следует применять ступенями. Отпуск вспомогательного тормоза также надо выполнять ступенями выпускным клапаном, имеющимся под рукой у машиниста.
Во избежание обрыва при трогании поезда с места после остановки открывать регулятор можно не ранее полного отпуска всех тормозов поезда, т. е. требуется выждать не менее 2—3 мин.
При невыполнении этого требования может произойти обрыв в хвостовой части поезда, где отпуск тормозов замедлен.
Остановка поезда иа перегоне. При остановке как пассажирского, так и товарного поезда на подъёме или уклоне на время свыше 10 мин. затормаживается ручной тормоз тендера и подается сигнал для приведения в действие ручных тормозов всех вагонов.
Убедившись через главного кондуктора и поездного вагонного мастера, что ручные тормоза приведены в действие, необходимо отпустить автоматические тормоза поезда, если они были заторможены, и держать их в заряженном состоянии на всё время стоянки. Останавливать воздушный насос на этот период запрещается.
При остановке на подъёме под задний заторможённый вагон подкладывается башмак, о чём машинисту сигнализирует ночью красный огонь бокового фонаря хвостового вагона, а днём — красный развернутый флаг, подвешенный на кронштейне.
При стоянке свыше 20 мин. перед отправлением по сигналу поездного вагонного мастера производится проба автоматических тормозов. После этого по сигналу главного кондуктора об отправлении надо дать сигнал отпуска ручных тормозов и, выждав при остановке на уклоне оттяжки головной части, осторожно открывать регулятор.
При следовании поезда на смешанном торможении (головная часть поезда на автотормозах, а хвостовая — на ручных тормозах) пользоваться одними автоматическими тормозами запрещается. В этом случае требуется согласованное действие автоматических и ручных тормозов.
При торможении надо вначале дать три длинных свистка для приведения в действие ручных тормозов поезда и одновременно притормозить паровоз вспомогательным тормозом, а при отсутствии его применить ручной тормоз тендера. После этого приводятся в действие автоматические тормоза поезда.