Фиг. 99. Шаровая маслёнка
Категорически запрещается производить смазку насоса мазутом и другими суррогатными маслами. Совершенно не допускается смазка воздушных цилиндров через всасывающие клапаны.
Для обеспечения подачи смазки к тормозным паро-воздушным насосам применяются следующие типы маслёнок:
а) шаровая маслёнка — условный № 202;
б) цилиндрическая маслёнка—условный № 202 УТ;
в) маслёнка-краник — условный № 1051;
г) автоматическая маслёнка — условный № 1053;
д) пресс-маслёнки различных типов. Шаровые, цилиндрические, автоматические и маслёнки-краники применяются для смазки тандем и простых насосов. Пресс-маслёнки применяются только для смазки компаунд-насосов.
Для смазывания компаунд-насосов системы Руденко применена пресс-маслёнка с механическим приводом, а для компаунд-насосов системы Кнорра с парораспределением типа Р и насоса типа «XII S» применена пресс-маслёнка с пневматическим приводом.
Шаровая маслёнка применяется главным образом для смазывания паровой части простых насосов и в некоторых случаях для смазывания тандем-насосов (фиг. 99). Объём маслёнки равен 270 см3 и она вмещает 220 г масла. Такого количества смазки обычно хватает на 1,5—2 часа непрерывной работы насоса, что требует частого возобновления запаса смазки.
Цилиндрическая маслёнка применяется как основной тип смазочного прибора для смазывания паровой части тандем-насосов (фиг. 100). Объём маслёнки равен 750 см3 и она вмещает 700 г масла. Цилиндрическая маслёнка обеспечивает смазывание насоса в течение 5—6 час. его непрерывной работы, без пополнения запаса масла в её резервуаре.
Фиг. 100. Цилиндрическая маслёнка
Работа шаровой и цилиндрической маслёнок основана на принципе конденсации пара.
Пар поступает в корпус маслёнки по трубке из парового цилиндра и, охлаждаясь, превращается в воду. Вода, более тяжёлая, чем масло, залитое в маслёнку, опускается вниз и поднимает уровень масла, вытесняя масло из нижних частей резервуара. Масло, достигая уровня