ГЛАВА I
Трущиеся части всякого механизма смазываются для ослабления вредного влияния трения.
Поверхность любой металлической детали никогда не бывает совершенно гладкой, а состоит
из целого ряда выступов и впадин, не заметных для невооружённого глаза. Размеры
и количество этих неровностей зависят от обработки поверхности и качества металла.
На шлифованных поверхностях выступы и впадины мельче; у грубо обработанных поверхностей
они крупнее. При взаимном перемещении двух тел одного по другому выступы поверхности
Сопротивление перемещению одного тела по другому, которое зависит от степени шероховатости поверхностей, называется силой трения.
Для уменьшения силы трения вводят между соприкасающимися деталями промежуточный слой смазки. Если появляется промежуточный слой между трущимися поверхностями, то скольжение движущегося тела будет уже происходить по поверхности этого слоя. Чем толще будет промежуточный слой, тем больше будут отдалены одна от другой трущиеся детали. Поэтому те шероховатости, о которых было сказано выше, будут меньше задевать одна за другую, от этого сопротивление перемещению тела должно уменьшиться, следовательно, уменьшится и сила трения, а вместе с ней износ и нагрев. Насколько уменьшается при этом сила трения, будет зависеть от качества промежуточного слоя.
Вязкость масла. Для того чтобы смазка не выжималась с поверхности трущихся тел, она должна быть достаточно вязкой. Вязкость масла зависит от его внутренних свойств и оценивается продолжительностью его вытекания из сосудов. Из одинаковых по ёмкости и форме сосудов более густое масло будет вытекать медленнее, чем жидкое.
Для того чтобы иметь возможность сравнивать между собой вязкости различных масел, условились сравнивать время истечения их с временем истечения воды. Для этой цели все масла подогреваются