После такой предварительной очистки делают окончательную зачистку стенок шарошкой.
Наружная очистка кипятильной трубы делается скребками и металлическими щётками. При осмотре очищенной трубы проверяется отсутствие у неё трещин и выпучин.
«Выпучины на кипятильной трубе до 5 мм независимо от длины разрешается оставлять без исправления. При больших выпучинах кипятильная труба подлежит замене» (Правила текущего ремонта, § 100).
Фиг. 87. Шарошка для очистки кипятильных труб
При проверке целости трубы необходимо обратить особое внимание на соединения трубы с трубчатой решёткой и задней стенкой у сварных валиков, где наиболее часто появляются трещины.
При течи кипятильной трубы в постановке (из-под обварки) разрешается обрубить обварку, трубу развальцевать, оправить борт, место зачистить и вновь приварить.
Наварка концов кипятильных труб и заварка каких-либо трещин кроме указанных выше, как на месте, так и с выемкой трубы из топки, разрешается только по специальному указанию Центрального управления паровозного хозяйства НКПС.
К промывке котла паровоза разрешается приступать сразу же. после спуска воды из котла. Во время всего процесса промывки ворота и калитки в промывочных стойлах в холодное время года (при наружной температуре воздуха ниже +10°) должны быть плотно закрыты. Ни в коем случае не допускается сквозняков в секции во время промывки паровоза. Температура в промывочных стойлах зимой должна быть не менее 13°.
Котёл промывается тёплой водой при температуре в 35—40° давлением не менее 5 ат. Перед промывкой заведующий промывкой и котельный мастер в присутствии машиниста паровоза производят предварительный осмотр котла.
Промывку котлов паровозов, не имеющих камеры догорания и кипятильных труб, производят в следующей очерёдности: а) топочная рама; б) потолок топки; в) задние концы жаровых и дымогарных труб; г) боковые стенки огневой коробки и кожуха топки; д) шуровочное кольцо, задняя стенка огневой коробки и кожуха топки; е) цилиндрическая часть котла; ж) ухватный лист и окончательная промывка по топочной раме.