ются. Кроме того, периодические продувки котла предупреждают цементацию шлама, скопляющегося в нижней части котла, вспенивание котловой воды и коррозию (разъедание) металла. Таким образом продувка котла является неотделимой составной частью применяемого способа внутрикотловой обработки воды.
В последнее время в связи с дефицитностью указанных шёлочных антинакипинов применяются заменители, изготовленные из местного сырья или из менее дефицитных материалов.
К таким заменителям относятся:
а) щелочные вытяжки из бурых углей, торфа и лигнитов;
б) динатрийфосфат и тринатрийфосфат, приготовляемые на месте из суперфосфата;
в) поташ и едкий калий из золы растений;
г) экстракты дубильных веществ из местных растений;
д) коллоидный графит;
е) таннат железа;
ж) бентонитовые глины.
Действие этих заменителей на соли накипи питательной воды имеет одинаковый характер с действием щелочных антинакипинов, так как при вводе их в котёл соли накипи также осаждаются в виде шлама.
Правильный режим обработки воды, осуществляемый путём ввода определённого количества антинакипинов и регулярных продувок котла, обеспечивает чистоту всей внутренней поверхности котла.
Дозировкой антинакипинов принято называть количество их составных частей в граммах, вводимое в паровозный котёл на 1 т испаряемой им воды.
Дозировка антинакипинов определяется в зависимости от состава питательных вод (жёсткости, коррозийных свойств, характера накипеобразователей) и количества расходуемой паровозом воды.
Дозировка определяется в каждом депо опытным путём на основе специальных химико-теплотехнических испытаний. Эти испытания проводятся работниками лабораторий депо совместно с теплотехниками отделения паровозного хозяйства. При испытании устанавливаются наивыгоднейший состав и дозировки антинакипинов, обеспечивающие чистоту стенок котлов и элементов пароперегревателя при экономном расходе щелочных антинакипинов.
Для того чтобы судить в период эксплуатации паровозов о достаточном действии антинакипинов, необходимо при проведении испытаний установить нормы качества котловой воды и режим продувок, при которых на паровозах, подвергавшихся испытанию, не было отложений накипи и шлама и в то же время не было излишнего расхода антинакипинов.
Чтобы работать на паровозе с уверенностью и предупреждать случаи загрязнения котла накипью, обнаруживаемые лишь на промывках после открытия люков и осмотра котла, машинист должен не только знать установленные нормы качества котловой воды, но и уметь самостоятельно разбираться в них.