Руководство паровозному машинисту

         

этих солей в природной воде определяет её жёсткость. Жёсткость воды обычно измеряется в градусах. Один градус жёсткости соответствует содержанию 10 г окиси кальция в 1 т воды. Другие соли, содержащиеся в воде, пересчитываются по отношению к окиси кальция, после чего подсчитывается общая жёсткость воды.

Оценку степени жёсткости воды обычно производят по нижеуказанной шкале, согласно которой все воды делятся на шесть основных групп (табл. 5).

Двууглекислые соли кальция и магния при кипячении выделяют углекислоту и, переходя в углекислые соли, растворимость которых в воде значительно меньше, выпадают в осадок. Поэтому содержание в воде двууглекислых солей кальция и магния называется временной жёсткостью. Содержание всех остальных кальциевых и магниевых солей, не оседающих в паровозном котле при кипячения от действия повышенной температуры котловой воды, называется постоянной жёсткостью. Временная и постоянная жёсткость вместе образуют общую жёсткость.

Температура котловой воды 180 — 200°. Вследствие этого при подкачке питательной


воды в котёл все растворённые в воде газы выделяются, а соли временной жёсткости выпадают в осадок.

Таблица 5. Жёсткость воды

Общая жёсткость в градусах

Степень жёсткости воды

0—4

Очень мягкая

4—8

Мягкая

8—12

Умеренно жёсткая

12—18

Довольно жёсткая

18—30

Жёсткая

Выше 30

Очень жёсткая

2. Выделение накипи в паровозном котле

Паровозный котёл перерабатывает огромное количество воды. Если не применять предварительной очистки воды, антинакипинов и продувки котла, то на стенках котла очень быстро будет отлагаться накипь.

При питательной воде средней жёсткости в 10 — 12 градусов общее количество солей накипи, пересчитывая все соли на окись кальция, составит в 1 т воды 10 х 10 = 100 г. При расходе воды за поездку в оба конца в 100 т всё количество солей накипи составит 100 х 100 = 10 000 г, или 10 кг.

Отложения накипи на стенках котла ухудшают их теплопроводность и парообразование, что влечёт за собой перерасход топлива, остановки паровозов в пути по нагону пара и опоздания по перегонам. Кроме того, в этом случае стенки огневой коробки перегреваются, в результате чего появляется течь труб и связей, а при больших отложениях накипи — трещины и выпучины стенок.

Эти обстоятельства заставляют сокращать межпромывочные пробеги паровозов и выполнять дорогостоящий котельный ремонт.

Если котловая вода загрязнена шламом и имеет сильно насыщенный солевой состав, то в этом случае наблюдаются вспенивание воды в


Содержание раздела