Руководство паровозному машинисту

         

8. Использование шлакоотсева

Шлакоотсевом принято называть кусочки мелкого несгоревшеих угля, отсортированного из золы и шлаков, вычищаемых из зольника паровоза. Качество шлакоотсева в значительной степени зависит от свойств того исходного топлива, при сжигании которого получен шлак, от тщательности производимой сортировки, а также от порядка чистки зольников и сбора шлаков.

Специальными опытами установлено, что наибольшую тепловую ценность имеет шлакоотсев, полученный из шлака углей с небольшой вольностью и малым выходом летучих; у этих углей горение происходит в основном в самом слое топлива, где мелкие кусочки угля покрываются расплавленным шлаком и золой и вместе с ними проваливаются в зольник. Наименьшую тепловую ценность имеет шлакоотсев, полученный из шлаков газовых и длиннопламенных углей, у которых благодаря значительному выходу летучих горение в основном сосредоточивается над слоем топлива, а самый слой хорошо выгорает, оставляя в шлаках очень мало горючих частиц.



В том случае, когда шлак, вычищенный из зольника, остаётся догорать на воздухе, тепловая ценность получаемого из него шлакоотсева заметно понижается. Поэтому для сохранения тепловой ценности шлакоотсева надо чаще производить заливку зольника и обязательно обильно заливать водой шлак и золу, выгребаемые после чистки топки, а в зимних условиях разгребать их тонким слоем, обеспечивая таким путём быстрое охлаждение и предохраняя шлак от перегорания.

По своим свойствам шлакоотсев близко подходит к изгари. Теплотворная способность шлакоотсева находится в пределах 1 500 — 6 250 кал. Шлакоотсев содержит очень мало летучих веществ, туго воспламеняется, не спекается, легко уносится из слоя топлива и имеет сильную склонность к шлакообразованию.

Существенное отличие шлакоотсева от изгари заключается в том, что он обычно содержит больше золы, чем изгарь. Кроме того, изгарь содержит золу в виде мельчайших порошкообразных частиц, а шлакоотсев — в виде сплавленных кусочков шлака. Использование шлакоотсева для отопления паровозов возможно как в смеси с углём, так и в чистом виде, преимущественно во время работы паровоза с небольшой форсировкой.

Знатные машинисты нашей страны — Герой социалистического труда т. Блинов и депутат Верховного Совета РСФСР орденоносец т. Агибалов используют шлакоотсев в чистом виде на лёгких участках пути и во время стоянок, забрасывая его тонким слоем на горящий уголь. Заправка топки в этом случае производится одним углём. Количество сжигаемого таким образом шлакоотсева доходит до 30 — 40% от общего количества израсходованного топлива.

Машинисты тт. Рубан и Лавриков из депо Славянск и т. Цыплаков из депо Юдино, имеющие большой опыт в сжигании самых различных углей, расходуют шлакоотсев исключительно в виде смеси с углём, которая подаётся в готовом виде со склада. Топка заправляется при этом одим углём, который выкладывается отдельно на тендере. Отоп-


Содержание раздела