Неисправности котла и машины могут весьма заметно понизить коэффициент полезного действия и резко увеличить расход топлива. Так, отложение нагара и сажи в трубах толщиной до 1 мм увеличивает расход топлива на 4%. Слой накипи толщиной до 1 мм увеличивает расход топлива на 2%.
Вследствие неисправности колосниковой решётки расход топлива может увеличиться на 30%.
Развалившийся, неисправный или полностью отсутствующий свод даже на хорошо спекающихся углях увеличивает расход топлива на 5 — 6%, а на тощих углях может привести к увеличению расхода на 30%.
Перекос конуса только на 3 мм относительно своей оси вызывает увеличение расхода топлива на 7%.
Падение элементов и парорабочих труб может увеличить расход топлива на 30%.
Парение люков и арматуры котла может привести к увеличению расхода топлива на 5 — 7%.
Пропуск поршневых и золотниковых колец в зависимости от его величины вызывает увеличение расхода топлива от 6 до 14%, а пропуск сальников — до 5%.
Каждый машинист должен знать величину этих потерь и не допускать неисправностей на прикрепленном к нему паровозе.
ГЛАВА II
Для отопления паровозов применяются следующие виды топлива: каменный и бурый уголь, дрова и топочный мазут. Кроме того, в смеси с углём и дровами используются изгарь, шлакоотсев и древесные отходы.
Могут быть использованы для отопления паровоза также торф и сланцы.
Всякое топливо состоит из горючей части, в которую входят углерод, водород, кислород, азот, горючая сера, и негорючей части, в которую входят зола и вода.
Горением топлива называется химическое соединение его составных горючих частей с кислородом воздуха при высокой температуре с выделением тепла и образованием света.
Для начала горения топливо должно быть предварительно нагрето до довольно высокой температуры, называемой температурой воспламенения. Температура воспламенения определяет начало горения топлива в топке при разжиге его каким-нибудь пламенем. После того как топливо воспламенилось, оно может устойчиво гореть дальше уже само собой за счёт теплоты, выделяющейся при горении.