У четырёхцилиндровых паровозов с машиной системы компаунд свежий пар из котла первоначально поступает в цилиндры высокого давления, из которых переходит в цилиндры низкого давления, после чего выпускается в конус (фиг. 23).
При этом у четырёхцилиндровых паровозов с машиной компаунд цилиндры высокого давления могут быть расположены как снаружи, так и внутри рамы (фиг. 24).
У некоторых четырёхцилиндровых паровозов, имеющих наружные цилиндры, поршни попарно насажены на общие штоки. Такая система носит иностранное название «тандем», что в переводе на русский язык значит «последовательно соединённый». Примером такой конструкции служат наши паровозы серии Р (фиг. 25).
Фиг. 25. Схема расположения цилиндров и пути прохода пара в четырёхцилиндровой машине системы тандем-компаунд
До последнего времени почти все паровозы как в СССР, так и в других странах строились
с паровыми машинами, у которых отработавший пар выпускался через конус «на
выхлоп» в атмосферу. Начиная с 1935 г. у нас производится массовый выпуск
паровозов, работающих по совершенно иному принципу — с конденсацией отработавшего
Фиг. 26. Общий вид паровоза серии СОк с тендером-конденсатором