Для каждого типа паровоза сила тяги и мощность находятся в прямой зависимости от величины давления от оси на рельсы. Чем больше это давление, тем лучше при прочих равных условиях сцепление колёс с рельсами и тем большую силу тяги паровоз может развить. Однако увеличение давления от оси на рельсы ограничивается устройством и состоянием железнодорожного пути. Превышение допускаемых давлений может привести к разрушению пути и нарушить безопасность движения.
Допускаемая величина давления от оси на рельсы зависит от устройства пути, типа рельсов, количества шпал, укладываемых на 1 км пути, качества балласта и конструкции мостов.
В настоящее время на большинстве наших линий допускается давление от оси на рельсы, которое имеют паровозы серии Эм , т. е. 17—18 т. На многих линиях, где путь и мосты реконструированы, разрешается обращение паровозов с давлением от оси на рельсы в 20 — 21 т. Такое давление имеют наши мощные паровозы серий ФД и ИС.
В практике паровозостроения в настоящее время различают две основные системы: простые машины с одинарным расширением пара и машины с двойным расширением пара — компаунд.
В простых машинах с одинарным расширением пара острый пар из котла одновременно (параллельно) поступает в паровые цилиндры и после работы непосредственно из них выходит в атмосферу или в конденсатор (фиг. 18).
Фиг. 18. Схема пути прохода пара в двухцилиндровой машине одинарного расширения
Фиг. 19. Схема пути прохода пара в двухцилиндровой машине системы компаунд
В машинах компаунд свежий пар из котла поступает последовательно сначала в один цилиндр (высокого давления), затем во второй (низкого давления) и оттуда после вторичного расширения выпускается в атмосферу.
«Компаунд» в переводе на русский язык значит составной (фиг. 19).