зании поступающей в него воды за счёт тепла, выделяющегося при сгорании топлива (фиг. 9).
Паровая машина предназначена для использования тепловой энергии пара посредством превращения его давления в движущую силу паровоза. Превращение давления пара в движущую силу происходит путём воздействия пара на поршень через шатунно-кривошипный механизм, приводящий во вращение колёса паровоза.
Экипажная часть, или экипаж, предназначена для поддержания котла и машины паровоза, соединения их в одно целое и передачи тяговых усилий составу, прицепленному к паровозу.
Использование тепловой энергии, заключённой в топливе, и превращение её в движущую силу паровоза составляет рабочий, или тепловой, процесс паровоза.
Фиг. 9. Схема работы паровозного котла
Вода, окружающая нагретые стенки топки и труб, получая через них тепло, в свою очередь также нагревается и переходит в пар. По мере накопления пара в котле давление его повышается.
Пар из котла через регуляторную головку и трубы поступает в пароперегреватель, где, проходя по нагретым элементам, приобретает более высокую температуру и увеличивает свой объём, после чего попадает в машину. Силой своего давления, оказывая воздействие на поршень, пар заставляет его перемещаться из одного крайнего положения в другое. Отработавший пар выпускается из машины через паровыхлопной конус в трубу и увлекает за собой газы сгорания.
Перемещаясь из одного крайнего положения в другое, поршень через шток, крейцкопф, ведущее дышло и палец кривошипа преобразует своё возвратно-поступательное движение во вращение ведущих колёс. Ведущие колёса передают получаемое движение через сцепные дышла остальным осям.
При этом сила тяжести, передаваемая от паровоза через колёса на рельсы, создаёт необходимое сцепление между вращающимися колёсами и рельсами. Вследствие такого сцепления вращаю-