Руководство паровозному машинисту

         

II. ПАРОВОЗНЫЙ ПАРК ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СССР

ГЛАВА I

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УСТРОЙСТВУ ПАРОВОЗА

1. Виды локомотивов, применяемых на железнодорожном транспорте

Локомотивами называются различные виды транспортных двигателей, приспособленных для самостоятельного перемещения по рельсовой колее и предназначенных для передвижения поездов или отдельных вагонов.

«Локомотив является основной двигательной силой ж.-д. транспорта, обеспечивающей ведение поездов по графику» (ПТЭ, § 181).



В зависимости от условий работы на различных участках железнодорожного транспорта применяются разные виды локомотивов.

«Локомотивы делятся на паровозы, электровозы и тепловозы, а по роду работы на пассажирские, товарные и маневровые» (ПТЭ, § 182).

Паровозом называется локомотив, приводимый в движение находящейся на нём самостоятельной паросиловой установкой (котёл и паровая машина).

Паровоз является наиболее простым и надёжным видом локомотива, получившим наибольшее распространение на железнодорожном транспорте (фиг. 1).

Электровозом называется локомотив, приводимый в движение установленным на нём электрическим тяговым двигателем, получающим электрическую энергию через контактную сеть от стационарных электрических станций (фиг. 2).

Электровоз является одним из наиболее экономичных видов локомотива и предназначен для обслуживания железнодорожных линий, имеющих большие размеры грузооборота и располагающих дешёвой электрической энергией.

Тепловозом называется локомотив, приводимый в движение установленным на нём двигателем внутреннего сгорания (фиг. 3).

Тепловоз является одним из наиболее экономичных локомотивов по расходу топлива и воды, но он довольно сложен по своей конструкции и поэтому применяется главным "образом на железнодорожных линиях, проходящих по безводной местности.

Тепловозы небольшой мощности, предназначенные главным образом для маневровой работы, называются мотовозами (фиг. 4).


Содержание раздела