Загрузка (подкачка) процессов
Нулевой процесс (процесс подкачки) является единственным процессом, загружающим другие процессы в память с устройств выгрузки. Процесс подкачки начинает работу по выполнению этой своей единственной функции по окончании инициализации системы (как уже говорилось в ). Он загружает процессы в память и, если ему не хватает места в памяти, выгружает оттуда некоторые из процессов, находящихся там. Если у процесса подкачки нет работы (например, отсутствуют процессы, ожидающие загрузки в память) или же он не в состоянии выполнить свою работу (ни один из процессов не может быть выгружен), процесс подкачки приостанавливается; ядро периодически возобновляет его выполнение. Ядро планирует запуск процесса подкачки точно так же, как делает это в отношении других процессов, ориентируясь на более высокий приоритет, при этом процесс подкачки выполняется только в режиме ядра. Процесс подкачки не обращается к функциям операционной системы, а использует в своей работе только внутренние функции ядра; он является архетипом всех процессов ядра.
Как уже вкратце говорилось в , программа обработки прерываний по таймеру измеряет время нахождения каждого процесса в памяти или в состоянии выгрузки. Когда процесс подкачки возобновляет свою работу по загрузке процессов в память, он просматривает все процессы, находящиеся в состоянии "готовности к выполнению, будучи выгруженными", и выбирает из них один, который находится в этом состоянии дольше остальных (см. ). Если имеется достаточно свободной памяти, процесс подкачки загружает выбранный процесс, выполняя операции в последовательности, обратной выгрузке процесса. Сначала выделяется физическая память, затем с устройства выгрузки считывается нужный процесс и освобождается место на устройстве.
Если процесс подкачки выполнил процедуру загрузки успешно, он вновь просматривает совокупность выгруженных, но готовых к выполнению процессов в поисках следующего процесса, который предполагается загрузить в память, и повторяет указанную последовательность действий. В конечном итоге возникает одна из следующих ситуаций:
- На устройстве выгрузки больше нет ни одного процесса, готового к выполнению. Процесс подкачки приостанавливает свою работу до тех пор, пока не возобновится процесс на устройстве выгрузки или пока ядро не выгрузит процесс, готовый к выполнению. (Вспомним диаграмму состояний на ).
- Процесс подкачки обнаружил процесс, готовый к загрузке, но в системе недостаточно памяти для его размещения. Процесс подкачки пытается загрузить другой процесс и в случае успеха перезапускает алгоритм подкачки, продолжая поиск загружаемых процессов.
Если процессу подкачки нужно выгрузить процесс, он просматривает все процессы в памяти. Прекратившие свое существование процессы не подходят для выгрузки, поскольку они не занимают физическую память; также не могут быть выгружены процессы, заблокированные в памяти, например, выполняющие операции над областями. Ядро предпочитает выгружать приостановленные процессы, поскольку процессы, готовые к выполнению, имеют больше шансов быть вскоре выбранными на выполнение. Решение о выгрузке процесса принимается ядром на основании его приоритета и продолжительности его пребывания в памяти. Если в памяти нет ни одного приостановленного процесса, решение о том, какой из процессов, готовых к выполнению, следует выгрузить, зависит от значения, присвоенного процессу функцией nice, а также от продолжительности пребывания процесса в памяти.
Процесс, готовый к выполнению, должен быть резидентным в памяти в течение по меньшей мере 2 секунд до того, как уйти из нее, а процесс, загружаемый в память, должен по меньшей мере 2 секунды пробыть на устройстве выгрузки. Если процесс подкачки не может найти ни одного процесса, подходящего для выгрузки, или ни одного процесса, подходящего для загрузки, или ни одного процесса, перед выгрузкой не менее 2 секунд () находившегося в памяти, он приостанавливает свою работу по причине того, что ему нужно загрузить процесс в память, а в памяти нет места для его размещения. В этой ситуации таймер возобновляет выполнение процесса подкачки через каждую секунду. Ядро также возобновляет работу процесса подкачки в том случае, когда один из процессов переходит в состояние приостанова, так как последний может оказаться более подходящим для выгрузки процессом по сравнению с ранее рассмотренными. Если процесс подкачки расчистил место в памяти или если он был приостановлен по причине невозможности сделать это, он возобновляет свою работу с перезапуска алгоритма подкачки (с самого его начала), вновь предпринимая попытку загрузить ожидающие выполнения процессы.
алгоритм swapper /* загрузка выгруженных процессов, * выгрузка других процессов с целью * расчистки места в памяти */ входная информация: отсутствует выходная информация: отсутствует { loop: для (всех выгруженных процессов, готовых к выполнению) выбрать процесс, находящийся в состоянии выгружен- ности дольше остальных; если (таких процессов нет) { приостановиться (до момента, когда возникнет необ- ходимость в загрузке процессов); перейти на loop; } если (в основной памяти достаточно места для размеще- ния процесса) { загрузить процесс; перейти на loop; } /* loop2: сюда вставляются исправления, внесенные в алго- * ритм */ для (всех процессов, загруженных в основную память, кроме прекративших существование и заблокированных в памяти) { если (есть хотя бы один приостановленный процесс) выбрать процесс, у которого сумма приоритета и продолжительности нахождения в памяти наи- большая; в противном случае /* нет ни одного приостанов- * ленного процесса */ выбрать процесс, у которого сумма продолжи- тельности нахождения в памяти и значения nice наибольшая; } если (выбранный процесс не является приостановленным или не соблюдены условия резидентности) приостановиться (до момента, когда появится воз- можность загрузить процесс); в противном случае выгрузить процесс; перейти на loop; /* на loop2 в исправленном алгорит- * ме */ } |
Рисунок 9.9. Алгоритм подкачки
На показана динамика выполнения пяти процессов с указанием моментов их участия в реализации алгоритма подкачки. Положим для простоты, что все процессы интенсивно используют ресурсы центрального процессора и что они не производят обращений к системным функциям; следовательно, переключение контекста происходит только в результате возникновения прерываний по таймеру с интервалом в 1 секунду. Процесс подкачки исполняется с наивысшим приоритетом планирования, поэтому он всегда укладывается в секундный интервал, когда ему есть что делать. Предположим далее, что процессы имеют одинаковый размер и что в основной памяти могут одновременно поместиться только два процесса. Сначала в памяти находятся процессы A и B, остальные процессы выгружены. Процесс подкачки не может стронуть с места ни один процесс в течение первых двух секунд, поскольку этого требует условие нахождения перемещаемого процесса в течение этого интервала на одном месте (в памяти или на устройстве выгрузки), однако по истечении 2 секунд процесс подкачки выгружает процессы A и B и загружает на их место процессы C и D. Он пытается также загрузить и процесс E, но терпит неудачу, поскольку в основной памяти недостаточно места для этого. На 3-секундной отметке процесс E все еще годен для загрузки, поскольку он находился все 3 секунды на устройстве выгрузки, но процесс подкачки не может выгрузить из памяти ни один из процессов, ибо они находятся в памяти менее 2 секунд. На 4-секундной отметке процесс подкачки выгружает процессы C и D и загружает вместо них процессы E и A.
Процесс подкачки выбирает процессы для загрузки, основываясь на продолжительности их пребывания на устройстве выгрузки. В качестве другого критерия может применяться более высокий приоритет загружаемого процесса по сравнению с остальными, готовыми к выполнению процессами, поскольку такой процесс более предпочтителен для запуска. Практика показала, что такой подход "несколько" повышает пропускную способность системы в условиях сильной загруженности (см. [Peachey 84]).
Алгоритм выбора процесса для выгрузки из памяти с целью освобождения места требуемого объема имеет, однако, более серьезные изъяны. Во-первых, процесс подкачки производит выгрузку на основании приоритета, продолжительности нахождения в памяти и значения nice. Несмотря на то, что он производит выгрузку процесса с единственной целью - освободить в памяти место для загружаемого процесса, он может выгрузить и процесс, который не освобождает место требуемого размера. Например, если процесс подкачки пытается загрузить в память процесс размером 1 Мбайт, а в системе отсутствует свободная память, будет далеко не достаточно выгрузить процесс, занимающий только 2 Кбайта памяти. В качестве альтернативы может быть предложена стратегия выгрузки групп процессов при условии, что они освобождают место, достаточное для размещения загружаемых процессов.Эксперименты с использованием машины PDP 11/23 показали,что в условиях сильной загруженности такая стратегия может увеличить производительность системы почти на 10 процентов (см. [Peachey 84]).
Во-вторых, если процесс подкачки приостановил свою работу изза того, что в памяти не хватило места для загрузки процесса, после возобновления он вновь выбирает процесс для загрузки в память, несмотря на то, что ранее им уже был сделан выбор. Причина такого поведения заключается в том, что за прошедшее время в состояние готовности к выполнению могли перейти другие выгруженные процессы, более подходящие для загрузки в память по сравнению с ранее выбранным процессом. Однако от этого мало утешения для ранее выбранного процесса, все еще пытающегося загрузиться в память. В некоторых реализациях процесс подкачки стремится к тому, чтобы перед загрузкой в память одного крупного процесса выгрузить большое количество процессов маленького размера, это изменение в базовом алгоритме подкачки отражено в комментариях к алгоритму ().
В-третьих, если процесс подкачки выбирает для выгрузки процесс, находящийся в состоянии "готовности к выполнению", не исключена возможность того, что этот процесс после загрузки в память ни разу не был запущен на исполнение. Этот случай показан на , из которого видно, что ядро загружает процесс D на 2- секундной отметке, запускает процесс C, а затем на 3-секундной отметке процесс D выгружается в пользу процесса E (уступая последнему в значении nice), несмотря на то, что процессу D так и не был предоставлен ЦП. Понятно, что такая ситуация является нежелательной.
Следует упомянуть еще об одной опасности. Если при попытке выгрузить процесс на устройстве выгрузки не будет найдено свободное место, в системе может возникнуть тупиковая ситуация, при которой: все процессы в основной памяти находятся в состоянии приостанова, все готовые к выполнению процессы выгружены, для новых процессов на устройстве выгрузки уже нет места, нет свободного места и в основной памяти. Эта ситуация разбирается в . Интерес к проблемам, связанным с подкачкой процессов, в последние годы спал в связи с реализацией алгоритмов подкачки страниц памяти.
(*) Для простоты виртуальное адресное пространство процесса на этом и на всех последующих рисунках изображается в виде линейного массива точек входа в таблицу страниц, не принимая во внимание тот факт, что каждая область обычно имеет свою отдельную таблицу страниц.
(**) В версии 6 системы UNIX процесс не может быть выгружен из памяти с целью расчистки места для загружаемого процесса до тех пор, пока загружаемый процесс не проведет на диске 3 секунды. Уходящий из памяти процесс должен провести в памяти не менее 2 секунд. Временной интервал таким образом делится на части, в результате чего повышается производительность системы.